Андреевская церковь

 

Первая, церковь Св. Апостола Андрея Первозванного, как писал краевед Бёнтковский, "была построена в 1847 году за общественный счет под наблюдением Преосвященного Иеремии с той целью, чтобы основать здесь со временем архиерейский дом и мужской монастырь».

Архивных документов по устройству этого духовного центра пока найти не удалось. Лишь в одной из консисторских описей говорилось, что вновь устроенному храму были пожертвованы местными церквами «одежды из красного штофа с позументом, из голубого штофа; воздухи, покровы из серебряной парчи с бахромой и вензелями, ризы из бархата, парчовые с белыми, красными и зелеными фигурами, с крестами и звездами, шитыми золотом, такие же пояса; поручи из цветной шелковой материи... Лампады, кадило, святые чаши, серебряные и позолоченные, семисвечники, ставники, дарохранительницы и дароносительницы, паникадила, серебряное блюдо для благословения, венцы серебряные вызолоченные брачные, крест серебряный... иконы Нерукотворного Образа Спасителя, Св. Апостола - Андрея Первозванного.

В 1897 г. принимается решение о переустройстве старой Андреевской церкви, вмещающей не более 500 прихожан, в новую, для 1500 молящихся. Предстояло разобрать все стены церкви, кроме подпирающей новый Архиерейский дом, пилоны и купол. Затем уже "вознести стены на новых местах, возвести новые пилоны, увеличить их толщину и высоту, все части церкви внутри должны иметь цилиндрические своды, опирающиеся на наружные своды и на подпружные арки.

Над проектом этого переустройства, а по существу нового храма, работали известные ставропольские архитекторы - сначала Бржезицкий, затем Гут, а потом Кусков. Именно благодаря Григорию Кускову внешний и внутренний облик храма (стоимостью в 175000 рублей серебром) вобрал в себя лучшие черты русского церковного зодчества. фасад здания разделённый карнизами на три яруса, украшали полукруглые окна с декоративными коваными решетками и арочными наличниками. Над тамбуром возвышались вытянутые главки. Восьмигранный барабан храма с большими, тоже полукруглыми окнами, капителями, венчался куполом из штампованных железных пластин, увенчанным вызолоченным крестом на удлиненной луковице, который как бы парил в голубизне неба.

Внутренние своды опирались на 12 колонн, декорированных пилястрами с вазами и капителями. На хоры, огражденные точеными балясинами тонкого рисунка, вели узорчатые чугунные ступени винтовой лестницы. Между приделами в честь Св. Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца располагался центральный престол с кипарисовым, полностью вызолоченным трёхъярусным иконостасом, вмещавшим более 50 икон. В росписи храма, отличавшейся необыкновенной одухотворенностью, участвовал осетинский поэт и иконописец Коста Хетагуров.

«14 декабря 1897 года, - сообщали «Епархиальные ведомости», - совершилось торжественное освящение епископом Агафодором новоустроенного храма во имя Св. Андрея Первозванного при Ставропольском Архиерейском доме».
Новое Архиерейское подворье с церковью Св. Андрея Первозванного и здесь же возведенной церковью Св. Владимира с двухъярусной звонницей, с новым зданием Архиерейского дома, воздвигнутое к 900-летию христианства на Руси, стало главным духовным_очагом огромной Став­ропольской епархии.

С восточной стороны ограды храма Св. Андрея Перво­званного и церкви Св. Владимира хоронили самых достойных граждан города. Здесь был погребен генерал-губернатор Н.Е. Никифораки, национальная героиня Первой мировой войны Римма Михайловна Иванова, купец 1-й гильдии Меснянкин и другие. Здесь же было погребе­но более 120 русских офицеров, представителей городской интеллигенции, гимназистов, замученных большевиками в 1918 году.

С собором Св. Андрея Первозванного связан и проходивший здесь Юго-Восточный русский Поместный собор, где, в частности, выступал с пламенной речью Антон Иванович Деникин, призывая народ прекратить оратоубийственную войну. На соборе был избран Временный церковный совет с целью приложить все усилия по возрождению православной России.

В советское время храм Св. Андрея Первозванного не подвергся разрушению (была лишь сбита двухъярусная звонница с церкви Св. Владимира, сегодня возрождаемая), в нем было устроено архивное хранилище. В период немецкой оккупации храм вновь стал действующим, а после Собора Русской православной церкви 1943 года началась новая страница его истории.

You have no rights to post comments